Инновационная практика взаимодействия с семьями воспитанников

«Родительский марафон-содействие, сотрудничество, сотворчество»

Появление ребенка в семье является метаморфическим стартом «Родительского марафона», который может рассматриваться как длительный путь в воспитании и поддержке развития ребенка, создании условий для раскрытия его уникальности и самобытности.

На этой «длинной» дистанции родители сталкиваются с необходимостью принятия решения и выбором стратегии воспитания ребенка. Одной из первой ступени является детский сад. Поэтому очень важно выстраивание траектории долгосрочного системного взаимодействия педагогов и родителей воспитанников, позволяющей согласовывать единство целей в воспитании и развитии ребенка. Эффективное взаимодействие семьи с детским садом расширит опыт родителей по выстраиванию взаимоотношений с различными организациями в последующем – школой, учреждениями дополнительного образования.

Содействие рассматривается как поддержка родителей педагогами в понимании ребенка и принятии его, в осознании образовательных потребностей, интересов. Задачей является оказание помощи родителям в обозначении актуальных вопросов в образовании детей и создании ситуации открытости и диалога педагогов.

Сотрудничество определяется как согласованное совместное и ценностно-значимое для участников деятельность, приводящая к достижению общих целей. В условиях «Родительского марафона» осуществляется позитивное взаимодействие, направленное на выработку совместно принятых родителями и педагогов стратегии воспитания ребенка, создания условий для развития детского-взрослого сообщества.

Сотворчество трактуется как возможность самореализации и активного участия родителей в проектировании и осуществлении образовательной деятельности с детьми, выработка самобытных, своеобразных решений, образовательных задач при взаимодействии с детьми.

Задачи проведения «Родительского марафона»

  1. Установление доброжелательных отношений между родителями воспитанников и педагогами, включение родителей в разработку части образовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательных отношений.
  2. Психолого-педагогическое просвещение родителей воспитанников с учетом особенностей, возможностей и потребностей семьи.
  3. Обогащение представлений родителей воспитанников и иных представителей общественности о качестве условий реализации образовательной деятельности педагогов ДОУ.
  4. Обеспечение открытости и доступности информации о деятельности ДОУ.
  5. Включение родителей в оценку комфортности условий реализации образовательной деятельности в ДОУ, доброжелательности и вежливости педагогов и качества развивающей предметно-пространственной среды.

Проектирование и организация «Родительского марафона»

Проведение «Родительского марафона» осуществляется в течение года и включает четыре открытые недели.

Неделя искусства и творчества.  2-3-я неделя октября

 Родителям предлагается познакомиться с условиями восприятия и понимания ребенком произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного и т.д.), а также с условиями реализации творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).

Неделя движения. 1-я неделя декабря

 Родителям предлагается познакомиться с условиями обогащения двигательного опыта детей, развития крупной и мелкой моторики, поддержки интереса детей к движению и самостоятельности при выполнении упражнений, направленных на развитие физических качеств.

Неделя познания 1-я неделя февраля.

 Родителям предлагается познакомиться с условиями развития познавательных интересов, самостоятельности, активности; развития познавательных и сенсорных способностей; освоения средств и способов познания; обогащения и систематизации представлений об окружающей действительности.

Неделя общения и игр 2-я неделя апреля.

  Родителям предлагается познакомиться с условиями общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, восприятия ребенком норм и ценностей, приятых в обществе.

Выбор недельной тематики определяется проблематикой образовательных областей, в соответствии с которыми реализуется образовательная программа ДОУ. Так, в соответствии с ФГОС ДО, п. 3.1, «условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во  всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям».

Время проведения открытых недель определяется администрацией ДОУ и педагогическим коллективом при проектировании годового плана ДОУ.

В ходе апробации инновационной практики  «Родительского марафона» были определены оптимальные сроки проведения открытых недель: 2-3-я неделя октября; 1-я неделя декабря; 1-я неделя февраля; 2-я неделя апреля.

В рамках реализации «Родительского марафона» предусмотрены разнообразные формы совместной деятельности детей, родителей и педагогов для каждой возрастной группы: консультационные встречи, круглые столы, открытые мероприятия, фокус-группы, мастер-классы и т.д. Особое внимание уделяется участию родителей в реализации образовательной программы: родители включаются в бинарное проведение с педагогом элементов образовательной деятельности, затем проводится совместное обсуждение качества его реализации. Возможно самостоятельное проведение родителями образовательных мероприятий с группой (мини-группой) воспитанников и по результатам осуществляется рефлексия.

В ходе «Родительского марафона» наряду с просветительской функцией решаются задачи оценивания родителями качества дошкольного образования и определения степени их удовлетворенности. Далее представлен вариант анонимного опросника родителей по результатам посещения открытых мероприятий.